Развитие ребенка  после трёх и до шести месяцев жизни

Возраст: 4 месяца

Грубая моторика. Ребёнок начинает активно разгибать мышцы спинки и ножек, когда лежит на животике. Он увлечённо приподнимает ножки, ручки и головку и покачивается на животе. Занимает малыша игра с собственными ручками, когда он лежит на спинке. Начинает развиваться так называемая координация «глаз-рука-рот».

В четыре месяца происходит интенсивное развитие мелкой моторики. Малыш учится дотягиваться до игрушек, расположенных в поле его зрения, и хватать их. Особенно младенца увлекают его собственные ручки, которые он пытается попробовать на вкус. Интересно наблюдать, как ребёнок похлопывает ручками по своей постели.

Перцепция. Именно с помощью рук и рта ребёнок активно познаёт мир. Хаотичные движения ручек этому помогают. Малыш очень внимательно прислушивается к звукам и старается повернуть головку в направлении к ним.

Речевое развитие. У малыша начинает развиваться импрессивная речь, поэтому с ним нужно обязательно разговаривать, поскольку он очень интересуется звучащим голосом, даже больше, чем простым звуком. Младенец уже умеет различать разные интонации, понимает, когда к нему обращаются ласково или строго. В экспрессивной речи появляются отдельные звуки: «в», «ф», «с». Таким образом малыш пытается общаться с окружающими людьми.

Если говорить о социальном поведении четырёхмесячного ребёнка, то здесь стоит отметить активное развитие «комплекса оживления», когда в ответ на общение с ним взрослых он эмоционально реагирует, например, смеётся.

У малыша появляются первые навыки самообслуживания. Так, во время кормления он может сам брать грудь в рот или отодвигать её рукой. Это же повторяется и с бутылочкой.

В четыре месяца у малыша нужно интенсивно развивать визуальные и аудиальные реакции. Способствовать этому может игра – наблюдение за перемещающимися в пространстве предметами: воздушным шариком, солнечным зайчиком, погремушкой. Ребёнку интересно созерцать и статичные объекты. И конечно, малыша следует приучать к эмоциональному восприятию близких людей.

Очень важной становится способность осуществлять целенаправленный захват игрушек под зрительным контролем, а также удерживать и манипулировать ими. Самой распространенной забавой малышей становится игра с носочками, погремушками-браслетиками, которая в полной мере отражает способность координированных движений. Детки подолгу могут забавляться, снимая их, рассматривая и пробуя на вкус.

 

Следует подбирать яркие игрушки и с их помощью привлекать внимание малыша.

В это время в качестве игрушки можно начинать предлагать прорезыватели для зубов, которые представляют собой элемент погремушки, пластиковой или даже мягкой игрушки (силиконовые, латексные, погремушки и игрушки-прорезыватели, охлаждающие с водой или гелием, соски-прорезыватели и т.д.).

 

Данные игрушки помогаю развивать не только мелкую моторику, но и способствовать формированию правильного прикуса и навыка жевания. Они надолго станут любимыми и пригодятся в период активного прорезывания зубов.

Наступило время, когда малыша можно начинать подтягивать за ручки.

 

Возраст: 5 месяцев

Грубая моторика. Когда ребёнок лежит на животике, он тянется к игрушкам. Если взять его за ручки, когда он лежит на спинке, он захочет подтянуться и присесть. Малыш учиться переворачиваться.

Мелкая моторика. Игрушки младенец захватывает пока особым способом: большой палец не противопоставлен остальным – это носит название «обезьяний захват».

Перцепция. Пятимесячный малыш всё меньше познаёт мир тактильно и всё больше старается увидеть и услышать. Он по-разному реагирует на голос знакомого и незнакомого человека, заинтересованно рассматривает разные привлекательные предметы в квартире.

В плане речевого развития ребёнок чаще использует ранее освоенные звуки, причём в разных комбинациях, как будто отвечает голосом на общение со взрослыми своеобразным певучим гулением.

Социальное поведение. В данный период развития уже вполне можно прекратить плач ребёнка, переключив внимание на интересный предмет. Малыш начинает осваивать мимику и жесты взрослых.

Ребёнок постепенно учится кушать с ложки.

Процесс развития мышления становится особенно активным. Так, малышу уже понятны простые причинно-следственные связи его деятельности: если трясти погремушку, появится звук. Подобная реакция – результат освоения нового в окружающем мире.

Безусловно, взрослые должны развивать слух ребёнка: пусть звучат песни, особенно хорошо, если малыш вовлечён в процесс пения, то есть гулит вместе с мамой. Во время пения можно греметь погремушкой, ударять в барабан в такт музыке. Всё это будет поддерживать развитие ранее приобретённого ребёнком «комплекса оживления».

 

В пять месяцев возникают начатки активной речи, поэтому нужно всячески поощрять ласковыми словами стремление малыша голосом реагировать на слова взрослых, которые могут повторять и копировать звуки и слоги ребёнка. А он, в свою очередь, будет повторять их за взрослым, будто понимает, что говорит с мамой на одном языке. Замечено, что младенцы с удовольствием слушают собственное лепетание, записанное как монолог.

Если говорить о двигательной активности ребёнка, то в данный период родители должны помочь подготовиться к повороту и ползанию. Малыш должен уверенно лежать на животике, опираясь на локти, стоять на ладонях выпрямленных рук. Следует укреплять ручки, развивая «реакцию парашюта», когда малыша приближают к опоре, которой может служить, например, поверхность дивана, он выставляет вперёд ручки. Малыша нужно покачивать вверх-вниз, вправо-влево, чтобы постепенно вырабатывать умение чувствовать равновесие. В этот период нужно учить ребёнка брать погремушку из рук, когда он лежит на спинке или животике, это способствует развитию кистей рук. Подходящей игрушкой для выработки манипуляционной функции может стать кубик с ребром 3 см.

 

 

Возраст: 6 месяцев

Грубая моторика. Малыш уже умеет долго стоять на выпрямленных руках, когда ладошки раскрыты. Ребёнку нравится такая поза, потому что она позволяет побольше увидеть и рассмотреть. Кроме того, малыш учится сохранять равновесие. В положении сидя ребёнок увереннее держит голову. Более прочной становится и опора на ножки.

С точки зрения мелкой моторики малыш способен перекладывать погремушку из одной руки в другую, может разжать и сжать кисть.

Перцепция. Ребёнку становится интересно рассматривать большие картинки. Малыш увлечённо следит за падающей на пол игрушкой – это может стать для него интересной игрой.

Социальное развитие. На данном этапе развития малыш уже откликается на своё имя. Он различает близких людей и чужих и обозначает это своим поведением.

С точки зрения развития навыков самообслуживания ребёнок самостоятельно удерживает бутылочку.

Развитие мышления. После того как малыш изучил игрушки визуально и кинестетически, он пытается понять, для чего они нужны и что с ними можно сделать.  В этот период необходимо расширять игровое пространство ребёнка, вполне уместно прибегать к помощи манежа.

 

Огромный интерес для малыша представляют игрушки-пищалки, неваляшки, музыкальные игрушки с крупными клавишами.

 

Однако не следует перегружать внимание ребёнка многочисленными новыми игрушками, поскольку он должен освоить одну, а потом переходить на другую, испытывая новую волну интереса и удовольствия.

 

Шесть месяцев – это период активного знакомства малыша с окружающим миром: наблюдения за тем, что происходит на улице, за окном, что делают взрослые, как они разговаривают, вовлекая в общение своего любимца, какие эмоции испытывают. Всё это необычайно интересно ребёнку.

 

Балабаева Юлия Владимировна,
Педиатр