Возраст: 7 месяцев

Грубая моторика. Лежа на спине, малыш может поднимать ноги, это свидетельствует о том, что он приобретает способность к устойчивости. Ножки малыш захватывает руками, подтягивает их к лицу, рассматривает, изучая. Это тренирует мышцы и подготавливает к умению сидеть. Продолжает развиваться координация «нога-рука-рот». Первой осознанной формой перемещения становится переворот со спины на живот, происходит это по принципу «винта», то есть не всем телом, а постепенно, начиная с ножек. В положении стоя ребенок отрабатывает новые движения – приседает, пружинит, отталкивается от опоры.

Мелкая моторика. Малыш учится захватывать большие предметы, даже несколько предметов обеими руками, поскольку появляется умение противопоставлять большой палец всем остальным. Ребенок рассматривает предметы, вертя их в руках.

Перцепция. Малыш постепенно осознает, что все вокруг существует, даже если этого не видно в данный момент. Ребенок наблюдает за предметами, которые исчезают из поля зрения.

Развитие речи. Данный период характеризуется развитием импрессивной речи. Малыш понимает слова, которые сопровождаются жестами. Активно начинает развиваться речь экспрессивная: малыш лепечет, произнося переднеязычные и заднеязычные звуки, а также ранее освоенные звуки. Ребенок начинает копировать интонации родителей, произносит высокие и низкие звуки с разной громкостью.

В социальном развитии тоже наблюдается динамика. Малыш усваивает смысл игр, активно играет в прятки, прячется под простынкой, платочком или ищет взрослых. Ребенок протягивает ручки, чтобы его взяли из коляски или кровати.

Начинают развиваться навыки самообслуживания. Малыш учится пить из чашки, которую пока нужно поддерживать взрослому, постепенно сам начинает ее держать. Развиваются навыки сосания-жевания. С этой целью следует обратить внимание на современную игрушку-аксессуар для кормления – ниблер, куда можно положить кусочки овощей и фруктов, не тревожась, что ребенок подавится.

Мышление ребенка продолжает активно развиваться. Он понимает, что мама кормит, все члены семьи играют с ним. Малыш узнает предмет по его части.

Возраст: 8 месяцев

Грубая моторика. Малыш начинает учиться ползать. Опираясь на руки и поворачиваясь вокруг своей оси, малыш подтягивает тело в сидячее положение, при этом туловище он не сгибает. Некоторое время ребенок уже может сидеть, контролируя себя руками в случае угрозы падения на сторону.

Мелкая моторика. Ребенок рассматривает игрушки и другие предметы, вертя их в руках.

Перцепция. Круг интересов малыша расширяется. Он интересуется всем, что находится рядом. Его привлекает веселая музыка, под которую ему хочется подвигаться. Малыш хорошо различает знакомых и незнакомых

Развитие речи. С точки зрения импрессивной речи ребенок узнает предметы по названиям. С точки зрения развития речи экспрессивной мы наблюдаем у малыша появление удвоения слогов типа «ба-ба». Ребенок учится говорить шепотом.

В социальном поведении появляется страх перед незнакомыми людьми, к которым ребенок не хочет идти на руки, реагируя на это плачем. Малыш с удовольствием разглядывает себя в зеркале, улыбаясь самому себе. В общении со взрослыми проявляет соответствующие ситуации эмоции и реакции. С интересом малыш наблюдает, что делают взрослые.

Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Малыш помогает одеваться, протягивая руку, подавая ногу.

Развитие мышления. Малыш умеет узнавать целое по его части, находит спрятанную наполовину игрушку.

 

Возраст: 9 месяцев

Грубая моторика. Лежа на животе, ребенок старается ползать, передвигаясь с помощью предплечий. Через положение на боку ребенок может сесть и удерживать равновесие, при нарушении его малыш может подставить руку, чтобы не упасть. Удается уверенно, но пока еще недолго стоять, если его поддерживают за руки.

Мелкая моторика. Малыш бросает предметы, раскрывая кисть руки, перекладывает их из руки в руку.

Перцепция. Внимание малыша привлекают тихие звуки. Он ищет взглядом спрятанную игрушку. Находит спрятанные в непривычном месте знакомые предметы.

Развитие речи. Малыш показывает части лица куклы и взрослого человека.

Экспрессивная речь. Малыш продолжает осваивать новые слоги, произнося их пока беспредметно, не соотнося с тем, что они обозначают.

Социальное развитие. Ребенок охотно контактирует со взрослыми в речевом, эмоциональном и игровом плане.

Развитие навыков самообслуживания. Малыш пережевывает полутвердую пищу (хлеб, банан), кладет кусочки в рот.

Развитие мышления. Малыш постепенно начинает осознавать себя в окружающем мире. Он показывает, какой он вырос большой, поднимая руки вверх.

У ребенка расширяются зоны восприятия слухового, зрительного, кинестетического. Следует играть с ребенком, задавая вопросы: «Где мама, ляля, зайка? Вот она мама, ляля, зайка», «Ку-ку, мама!». Следует продолжать развивать осязание с помощью разных материалов: твердых, мягких, шершавых, гладких, холодных, горячих. Нужно рассказывать малышу о красоте природы, рассматривая на прогулке снежок, листочки, цветочки. Нужно начинать изучать иллюстрации в детских книгах, показывая мишек, заек, котиков. Особый интерес вызывают у детей книги с окошками, вставными картинками, книжки-панорамки, книжки для ванной с проявляющимися картинками, музыкальные книжки, книжки из текстиля.

К девятому месяцу дети должны понимать, что предметы различаются по размеру, форме, цвету, назначению. Их можно складывать в коробку и доставать из нее. Интересны в игре разнообразные сортеры, пирамидки и даже простые кастрюли, которые можно накрывать подходящими по размеру крышками.

Настоящим открытием для ребенка становится то, что мячик можно катать, из кубиков строить, извлекать звуки из музыкальных игрушек.

По-прежнему следует развивать речевой слух, уделяя внимание интонациям общения с малышом. Нужно играть в прятки со взрослыми и предметами: («Где тик-так?», «Где киса?»). Взрослому полезно для побуждения звукоподражания жужжать, мяукать, квакать, имитировать чихание. 

С 6 до 9 месяцев у детей совершенствуется зрительная и моторная координация. Малыш должен удерживать игрушки, лежа на спине, животе, на боку, внизу и над головой. Способствовать развитию мелкой моторики может нанизывание колец пирамидки, игры с коробочками, которые нужно открывать и закрывать, перелистывание страниц книг, нажимание кнопочек и т.д.

Для того чтобы осваивать окружающее пространство, необходимо предлагать игры с перемещением предметов: катать мяч, подбрасывать воздушный шарик или самый обычный целлофановый пакет. Следует стимулировать попытки ребенка ползать, перекатываться, извиваться, привлекая его игрушкой. Нужно закреплять успехи в попытках садиться и вставать.

Нужно учить ребенка преодолевать препятствия на пути из набросанных на полу одеял, подушек или мягких игрушек. Малыша нужно приучать выполнять действия, предварительно показав их и озвучив инструкцию выполнения, например, постучать погремушкой, катать мяч, достать игрушки из коробки и сложить их обратно. В форме игры нужно изучать части лица и тела, показывая их на себе, на ребенке, на кукле, на иллюстрации в книге.

Дети с удовольствием осваивают игры в «ладушки», «идет коза рогатая», «полетели-полетели», «по кочкам». 

Необходимо осваивать простые жесты: махать рукой на прощание «пока-пока», посылать воздушный поцелуй и т.д.

 

Балабаева Юлия Владимировна,
Педиатр